Тургенев Иван Сергеевич
Тургенев Иван Сергеевич
1818-1883

Навигация
Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Сочинения
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (10)


"Шелгунов Н.В. Русские идеалы, герои и типы"
Тургенев Иван Сергеевич - Рефераты - "Шелгунов Н.В. Русские идеалы, герои и типы"

Николай Васильевич Шелгунов (1824--1891) родился в Петербурге и дворянской семье, окончил Лесной институт и опубликовал ряд трудов по лесоводству. Во второй половине 1850-х годов в жизни Шелгунова произошел крутой перелом: он сблизился с Чернышевским и Добролюбовым, стал публицистом -- революционным демократом. Он выступал со статьями по самым острым социальным вопросам в журналах "Русское слово" и "Современник", был автором прокламаций, призывавших к борьбе против царских властей. В 1863 году в связи с процессом Чернышевского Шелгунов был арестован и более года провел в Петропавловской крепости, затем долгое время находился под полицейским надзором.
   Как литературный критик выступал в конце 1860-х и в 70-е годы в основном в демократическом журнале "Дело". Убежденно отстаивал гражданское назначение литературы, подчеркивал важность передового мировоззрения для писателя. В статье "Русские идеалы, герои и типы" Шелгунов причислял Пушкина, Лермонтова и Тургенева к "эстетической школе", которая отжила свой век, и противопоставлял им Чернышевского ("Что делать?"). В оценке образов Веры Павловны и Рахметова Шелгунов расходился с Писаревым (см. статью "Мыслящий пролетариат"), но подобно ему характеризовал роман в целом как этапное произведение русской литературы. Вводная часть статьи была напечатана в журнале "Дело" (1868, No 6). Главная ее часть была запрещена цензурой за революционную направленность и увидела свет только в советское время (сборник "Шестидесятые годы", 1940).
   У современников пользовались успехом написанные Шелгуновым в 1880-е годы "Очерки русской жизни" и воспоминания "Из прошлого и настоящего".
  
  

РУССКИЕ ИДЕАЛЫ, ГЕРОИ И ТИПЫ

  
   Разбирая "Что делать?" с точки зрения условной морали пушкинского периода, мы должны согласиться, что действующие лица этого романа далеко превосходят своим безукоризненным поведением Евгения Онегина, Печорина, Рудина и всех остальных тургеневских героев. Герои писателей этой школы отличаются великим общественным, светским и домашним легкомыслием. Все это холостые существа обоего пола, занятые, как мотыльки, перепархиванием с одного цветка на другой. Для них вся суть жизни в личном наслаждении, а наслаждением признают они только одно: любовное препровождение времени. Любовь не приводит их ни к каким решительным результатам; они даже и не женятся, а просто папильонствуют {Здесь: порхают как бабочки.} и таким образом делают из обоюдных отношений нечто легкомысленное и потому безнравственное.
   В романе "Что делать?" точка отправления взята с такого места, до которого романисты прежнего времени никогда и не доходили. Прежние романисты как будто говорили: посмотрите, как следует жить холостым людям -- беззаботно, весело, любовно! Читатель никогда не знал: женятся ли герои г. Тургенева, Пушкина и Лермонтова. Никогда ни одному читателю не удалось присутствовать на свадьбе героев этих писателей...
   В романе "Что делать?" прежде всего уясняется порядок семейных отношений, показывается стремление людей устроить свое семейное счастье. В этом отношении роман "Что делать?" стоит неизмеримо выше всех предшествующих ему произведений, в которых рисовались жены, обманывающие своих мужей и лицемерно уверявшие их в своей любви, в то время как любовник уже был найден.
   В романе "Что делать?" вопрос стоит не так... И автор, которому, конечно, было бы не труднее сделать Кирсанова любовником Веры Павловны, любовником его не делает: Лопухов сходит со сцены -- утонул ли, застрелился ли, нам неизвестно, и Вера Павловна сочетается с Кирсановым законным браком. На это обстоятельство я напираю особенно сильно потому, что эстетические писатели старой школы видели в отношениях Веры Павловны к Лопухову и к Кирсанову какую-то безнравственность. Совершенно непостижимо, где это они ее усмотрели, а еще непостижимее, почему они считают себя компетентными судьями в вопросе о нравственности.
   Но, несмотря на эту кажущуюся нравственность отношений, мы все-таки зададимся вопросом: умно ли поступили Вера Павловна и Лопухов и почему оказывалось необходимым влюбиться Вере Павловне в Кирсанова и выйти за него замуж? Чем была худа жизнь Веры Павловны? Разве не любила она своего мужа, а муж не любил ее? Ничего этого не было. И Кирсанов рассуждал весьма правильно, когда, сидя у кровати больного Лопухова, думал, что все порядочные люди ставят его и Лопухова равно, что на стороне Лопухова то неизмеримое преимущество, что он уже заслужил любовь и не только заслужил ее, но вполне приобрел сердце Веры Павловны, а как Вера Павловна была вполне довольна своим выбором, то, конечно, у нее не могла явиться мысль искать лучшего. Рассуждение резонное,
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Тургенев Иван Сергеевич - Рефераты - "Шелгунов Н.В. Русские идеалы, герои и типы"


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"